Изобретения в сфере сельского хозяйства, животноводства, рыболовства

 
Изобретения в сельском хозяйстве Обработка почвы в сельском и лесном хозяйствах Посадка, посев, удобрение Уборка урожая, жатва Обработка и хранение продуктов полеводства и садоводства Садоводство, разведение овощей, цветов, риса, фруктов, винограда, лесное хозяйство Новые виды растений или способы их выращивания Производство молочных продуктов Животноводство, разведение и содержание птицы, рыбы, насекомых, рыбоводство, рыболовство Поимка, отлов или отпугивание животных Консервирование туш животных, или растений или их частей Биоцидная, репеллентная, аттрактантная или регулирующая рост растений активность химических соединений или препаратов Хлебопекарные печи, машины и прочее оборудование для хлебопечения Машины или оборудование для приготовления или обработки теста Обработка муки или теста для выпечки, способы выпечки, мучные изделия

Способ уборки свекловичной ботвы с ее силосованием и технологическое транспортное средство для уборки свекловичной ботвы

 
Международная патентная классификация:       A01D

Патент на изобретение №:      2457664

Автор:      Черняков Юрий Феликсович (UA)

Патентообладатель:      Черняков Юрий Феликсович (UA)

Дата публикации:      10 Августа, 2012

Начало действия патента:      14 Февраля, 2011

Адрес для переписки:      61174, Украина, г. Харьков, пр-кт Победы, п/о 61174, до востребования, Ю.Ф. Чернякову


Изображения





Группа изобретений относится к сельскому хозяйству. Способ уборки свекловичной ботвы с ее силосованием включает срезание ботвы вместе с верхушкой корнеплода, очищение вороха ботвы от примесей почвы и погрузку ботвы в технологическое транспортное средство, постоянно движущееся по свекловичным междурядьям с необрезанной ботвой на стороне неубранного поля рядом с ботвоуборочной машиной. После погрузки ботву перевозят к месту силосования с последующей разгрузкой посредством укладки в наземный бурт слоем поверх ранее уложенных слоев, при этом ботву укладывают на предыдущий слой в наземном бурте метанием ее из заднего борта кузова технологического транспортного средства, выполненного в виде транспортера-метателя. Технологическое транспортное средство для уборки свекловичной ботвы содержит колесное шасси, кузов с бортами, соединенный с рамой шасси шарнирно, и гидроцилиндр его опрокидывания для разгрузки, установленный шарнирно между рамой шасси и кузовом. Задний борт кузова выполнен в виде транспортера-метателя, колеса шасси которого выполнены вписывающимися в свекловичные междурядья по ширине и колее и расположены в два следа на одной и той же колее, совпадающей с колеей буксирующего трактора. Часть колес из них выполнены флюгерного типа и установлены на рычажных подвесках, а рама шасси снабжена прицепной спицей и выполнена с возможностью соединения с трактором посредством его навесного устройства по схеме полуприцепа. Группа изобретений упрощает и улучшает процесс уборки свекловичной ботвы. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способу уборки ботвы с ее силосованием, к технологическому транспортному средству для осуществления способа, например, агрегатом: трактор МТЗ-80 + ботвоуборочная машина БМ-6 [1, с.119, табл.22], и трактор МТЗ-80 + прицеп типа 2ПТС-4М модели 887Б [2, с.8, табл.1, с.32 34, рис.20], и другими агрегатами.

Известен способ уборки свекловичной ботвы с ее силосованием, включающий срезание ботвы вместе с верхушкой корнеплода, очищение вороха ботвы от примесей почвы и погрузку ее в технологическое транспортное средство, движущееся рядом с ботвоуборочной машиной, например, из [3, с.10, рис.4]; из [4, с.53 61: с.54, абзац 1, 2 сверху, табл. 34, п.п.2 и 3; с.56, абзац 3 сверху; с.61 п.3], а также по SU 16051 [5] - наиболее близкий аналог способа.

Недостатки способа в том, что:

А) Ботвоуборочным агрегатом ботву грузят в транспортное средство, движущееся по полосе поля убранной корнеуборочной машины, движущейся вслед за ботвоуборочной. Технические и технологические отказы одной из этих машин, а также задержки транспортных средств прибытием под погрузку к одной из них на время более нескольких минут приводят к остановке и другой машины. Этим способом не предусмотрено опережать ботвоуборочной машиной корнеуборочную более чем на один круг (два гона) в одной и той же загонке. Иначе из-за повышенной парусности загружаемой в прицеп ботвы частью ее засоряют полосу поля с неубранными корнеплодами, что недопустимо, так как этим ухудшают качество работы корнеуборочной машины, особенно при повышенной влажности почвы.

Б) Ботву из транспортного средства выгружают непосредственно у наземного бурта силосуемой ботвы. Выгруженную порцию ботвы перемещают гусеничным бульдозером на ранее уложенную в бурт. Гусеницами заносят в бурт почву, раскисшую вокруг бурта в грязь от выдавленного сока силосуемой ботвы.

Задача и технический результат изобретения способа:

а) возможность опережающей работы ботвоуборочного агрегата на заданное число гонов и время;

б) возможность выгрузки ботвы непосредственно из транспортного средства сразу в бурт без бульдозера и загрязнения.

Достигают указанную задачу и технический результат тем, что в способе уборки свекловичной ботвы с ее силосованием, включающем срезание ботвы вместе с верхушкой корнеплода, очищение вороха ботвы от примесей почвы и погрузку ее в технологическое транспортное средство, движущееся рядом с ботвоуборочной машиной, в соответствии с изобретением ботву грузят в технологическое транспортное средство, постоянно движущееся по свекловичным междурядьям с необрезанной ботвой на стороне неубранного поля, после погрузки ботву перевозят к месту силосования с последующей разгрузкой посредством укладки в наземный бурт слоем поверх ранее уложенных слоев, при этом ботву укладывают на предыдущий слой в наземном бурте метанием ее из заднего борта технологического транспортного средства, выполненного в виде транспортера-метателя.

Благодаря таким признакам ботво- и корнеуборочные машины меньше взаимно задерживают работу при технологических и технических отказах одной из них, а также из-за задержек прибытия транспорта под погрузку. В бурт силосуемой ботвы не вносят землю бульдозером. Так как свекловичная ботва быстро самоуплотняется [4, с.53, абзац 1 снизу, с.54, абзац 1 сверху], то уплотнение ее трактором излишне.

Известны технологические транспортные средства для уборки свекловичной ботвы, содержащие колесное шасси, кузов с бортами, соединенный с рамой шасси шарнирно, и гидроциливдр его опрокидывания для разгрузки, установленный шарнирно между рамой шасси и кузовом, например прицеп типа 2ПТС-4М модели 887Б [2, с.8, табл.1, с.32 34, рис.20]; а также по RU 2104630 [6] - наиболее близкий аналог заявленного устройства.

Недостаток его в том, что ботву из него выгружают на поверхность поля, а на бурт для силосования ее перемещают бульдозером. Поэтому гусеницами бульдозера, а случается, и его лопатой заносят в ботву землю, что ухудшает силос. Для быстрой выгрузки задний борт снимают, уменьшая этим емкость кузова.

Недостаток еще и в том, что транспортные средства, колеса которых вписываются в свекловичные междурядья, имеют сравнительно небольшую грузоподъемность и небольшой объем кузова, например прицеп типа 2ПТС-4М модели 887Б [2, с. 8, табл.1]. Их используют для перевозки ботвы от ботвоуборочной машины к месту силосования потому, что при разбивке свекловичной плантации на загонки [7, с.164 169, рис.52, 53], что в хозяйственных условиях выполняют на протяжении всего уборочного сезона, практически каждый день, неширокими колесами таких прицепов не повреждают корнеплоды в рядках, прилегающих к колее. Колеса прицепов большей грузоподъемности в свекловичных междурядьях не размещаются и корнеплоды повреждают. Для уборки ботвы их не используют.

Задача и технический результат изобретения:

а) выгрузка ботвы в бурт непосредственно из транспортного средства без добавления при этом земли в ботву;

б) транспортное средство повышенной грузоподъемности и повышенного объема кузова, чей колесный ход вписывается в свекловичные междурядья и удобен для маневрирования задним ходом не хуже, чем с полуприцепом.

Достигают указанную задачу и технический результат тем, что в технологическом транспортном средстве для уборки свекловичной ботвы, содержащем колесное шасси, кузов с бортами, соединенный с рамой шасси шарнирно, и гидроцилиндр его опрокидывания для разгрузки, установленный шарнирно между рамой шасси и кузовом, в соответствии с изобретением задний борт кузова выполнен в виде транспортера-метателя, колеса шасси которого выполнены вписывающимися в свекловичные междурядья по ширине и колее и расположены в два следа на одной и той же колее, совпадающей с колеей буксирующего трактора, причем часть колес из них выполнены флюгерного типа и установлены на рычажных подвесках, а рама шасси снабжена прицепной сницей и выполнена с возможностью соединения с трактором посредством его навесного устройства по схеме полуприцепа.

Благодаря этому ботву в бурт для силосования подают транспортером-метателем непосредственно из кузова достаточно большой грузоподъемности с возможностью маневрирования задним ходом, как с полуприцепом.

Устроено технологичное транспортное средство (далее полуприцеп), например, следующим образом.

На фиг.1 схематически изображен полуприцеп в позиции подачи ботвы транспортером-метателем в бурт.

На фиг.2 схематично изображено флюгерное колесо, установленное на рычажной подвеске.

На фиг.3 упрощенно изображен буксирный крюк и рамка соединения его с рычагами навесного устройства трактора.

На фиг.4 изображены два внутренних звена с полками пластины наружного звена цепи ленты транспортера-метателя.

На фиг.5 изображен скребок-лопасть транспортера-метателя.

Условные обозначения на фиг.1, 2, 3, 4, 5:

1 - рама шасси полуприцепа (далее рама),

2 - прицепная сница, например, в вице трубы прямоугольного сечения, жестко соединенной с рамой 1 (далее сница),

3 - кузов полуприцепа: длина 4 5 м, ширина между бортами 2,5 м, высота пола 1 м, высота бортов 3 м; емкость кузова 6 7,5 т свекловичной ботвы (далее кузов),

4 - осевые линии телескопического гидроцилиндра в позиции мини- и максимальной его длины (далее цилиндр),

5 - буксирный крюк (далее крюк),

6 - рамка с крюком 5, соединенная с трактором по схеме трехточечной навески (далее рамка),

7 - сменный задний борт кузова, выполненный в виде транспортера-метателя ботвы (далее метатель),

8 - колесо шасси с авиашиной 470×210 мм, рабочее давление 0,35 МПа, стояночная нагрузка 1150,0 кГ, максимально допустимая нагрузка 4500,0 кГ, скорость до 185 км/ч [8, с.149, табл.6.17], (далее колесо),

9 - флюгерная ось с вилкой для крепления колеса 8 (далее флюгер),

10 - корпус флюгера 9 (далее корпус),

11 - шарнирный рычаг четырехзвенной подвески корпуса 10 и колеса 8 к раме 1 (далее рычаг),

12 - торсион, жестко соединенный с рычагом 11 и расположенный поперек рамы 1 (далее торсион),

13 - амортизатор,

14 - транспортерная лента метателя 7, собранная на четырех бесконечных цепях с расстоянием по 800 мм между серединами этих цепей, общей шириной 2462 мм с учетом ширины самой цепи (далее лента),

15 - внутреннее звено цепи ПР-44,45-17240, ГОСТ 13568-75, разрывное усилие 172,4 кН, [9, с.10, табл.1], (далее звено),

16 - с двумя отверстиями в отогнутой полке пара нестандартных пластин наружного звена цепи (далее звено),

17 - скребок-лопасть, ленты 14, длина лопасти 44,45×6-16,7=250 мм (далее лопасть),

18 - поперечина лопасти 17 из уголка 80×50×5 с 4 отверстиями для крепления к ним звена 16 (далее поперечина),

19 - ботвозацеп, приваренный к поперечине 18 (далее ботвозацеп),

20 - приваренное к поперечине 18 несущее ребро, крайнее из них под грузом лежит на полках звеньев 16 (далее ребро),

21 - бурт силосуемой свекловичной ботвы. Насыпной вес ботвы до самоуплотнения 0,3 т/м3 .

Рама 1 с кузовом 3 и цилиндром 4, установленным шарнирно между рамой и кузовом, сницей 2 присоединена к тягам навесного устройства с включенным гидроувеличителем сцепного веса трактора посредством крюка 5 и рамки 6. Вместо обычного (в виде щита на шарнирах) заднего борта установлен метатель 7 с приводом его транспортерной ленты бортовой трансмиссией полуприцепа от вала отбора мощности (далее ВОМ) трактора. Рама полуприцепа опирается на десять колес 8 на колее 1800 мм. Рабочее давление в шинах колес такое же, как в ходовых колесах ботвоуборочной машины БМ-6А, - 0,35 МПа [10, с.7, п.2.8]. Ось каждого колеса установлена в вилке флюгера 9, чей корпус 10 верхним и нижним рычагами 11 соединен с рамой 1 посредством двух торсионов 12 и амортизатора 13.

Метатель 7 содержит ленту 14, четыре бесконечные цепи которой состоят из звеньев 15 и 16, причем у крайних цепей звено 16 содержит только одну нестандартную пластину с отогнутой полкой, а вторая пластина этого звена стандартная. Цепи ленты охватывают вал с ведущими звездочками, натяжные и поддерживающие ролики, которые смонтированы на раме метателя, прикрепленной к кузову 3 жестко. Цепи метателя соединены между собой лопастями 17, состоящими из приваренных к поперечине 18 ботвозацепов 19 и ребер 20. При этом лопасти 17 расположены так, что ботворезы 19 расположены впереди ребер 20 по ходу ротации ленты. Концы лопастей 17 огибают верхние звездочки с числом зубьев Z=10 и сбрасывают (метают) ботву со скоррстыр до 17 м/с при скорости цепи до 5 м/с.

Работу полуприцепом выполняют, например, так.

Пусть надо собрать урожай сахарной свеклы машинами раздельной уборки типа БМ-6 + КС-6 [1, с.116 148] с одновременным силосованием ботвы. Первый круг каждого нового загона проходят от стыкового междурядья. Ботву грузят в движущийся рядом с ботвоуборочной машиной полуприцеп, описанный выше. Далее загон убирают, например, всвал и грузят ботву в полуприцеп, движущийся на всех гонах колесами по междурядьям неубранной части загона рядом с ботвоуборочной машиной. Заполненным полуприцепом ботву доставляют к месту наземного силосования, например, на краю поля сбоку от гонов [1, с.118, рис.57]; [4, с.53, абзац 1 снизу с.54, абзац 1, 2 сверху; с.56, абзац 3 сверху]. Каждый полуприцеп (кроме первого) выгружают на предыдущий слой ботвы в бурте и при этом бурт несколько удлиняют, но так, что высота свежеуложенного бурта не менее 2,5 м. Уложенную за смену часть бурта опрыскивают консервантом, например ААЗ [4, с.59, абзац 1 снизу с.60, абзац 1 сверху], и укрывают соломой также с помощью этого же полуприцепа. Количество полуприцепов для уборки ботвы определяют, например, по таблице [10, с. табл.4].

Ботва, которая не попадает в кузов полуприцепа из-за повышенной парусности и по другим причинам, падает на рядки неубранной ботвы и ее подбирают вместе с вновь срезаемой на следующем проходе ботвоуборочного агрегата. Рядки корнеплодов с обрезанной ботвой поэтому не засоряют. В таком случае весьма энергоемкий и экологически нежелательный очиститель и рядков, и междурядий от остатков ботвы [10, с.18, рис.8] вообще не нужен.

Полуприцеп используют для перевозки грузов круглый год, но с обычным бортом вместо метателя.

Итак, ботву в бурт для силосования подают транспортером-метателем непосредственно из кузова достаточно большой грузоподъемности с возможностью маневрирования задним ходом, как с полуприцепом. Бульдозер не нужен.

Источники информации

1. Машины для свекловодства. Под ред. А.Г.Цымбала и Ю.И.Ковтуна. М.: Машиностроение, 1976. - 368 с.

2. Маркитанов В.И., Андреев В.А. Эксплуатация и ремонт тракторных прицепов. - М.: Агропромиздат, 1985. - 224 с. (см. приложение).

3. Справочник по эксплуатации свеклоуборочных комплексов. А.М.Мазуренко и др. - К.: Урожай, 1963. - 90 с. (см. приложение).

4. Використання гички цукрових бурякiв у годiвлi тварин. Т.В.Горб та iншi. - К.: Держсiльгоспвидав УРСР. 1963. - 90 с. (см. приложение).

5. SU 160051. Свеклоуборочный комбайн для уборки сахарной свеклы. Описание изобретения. Опубл. 14.01.1964. - 2 c.

6. RU 2104630. Корнеклубнеуборочный агрегат И.Г.Мухина. Описание изобретения. Опубл. 20.02.1998.

7. Операционная технология возделывания сахарной свеклы. B.C.Глуховский и др. - К.: Урожай, 1988. - 240 с.

8. Александров А.А. Справочник по авиационным материалам и технология их применения. М.: Транспорт, 1979. - 264 с.

9. Готовцев А.А. и др. Проектирование цепных передач. Справочник. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1982. - 336 с.

10. Ботвоуборочная машина БМ-6А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Тернополь. Обл-изд. 1961, 89 с.

Формула изобретения

1. Способ уборки свекловичной ботвы с ее силосованием, включающий срезание ботвы вместе с верхушкой корнеплода, очищение вороха ботвы от примесей почвы и погрузку ее в технологическое транспортное средство, движущееся рядом с ботвоуборочной машиной, отличающийся тем, что ботву грузят в технологическое транспортное средство, постоянно движущееся по свекловичным междурядьям с необрезанной ботвой на стороне неубранного поля, после погрузки ботву перевозят к месту силосования с последующей разгрузкой посредством укладки в наземный бурт слоем поверх ранее уложенных слоев, при этом ботву укладывают на предыдущий слой в наземном бурте метанием ее из заднего борта кузова технологического транспортного средства, выполненного в виде транспортера-метателя.

2. Технологическое транспортное средство для уборки свекловичной ботвы, содержащее колесное шасси, кузов с бортами, соединенный с рамой шасси шарнирно, и гидроцилиндр его опрокидывания для разгрузки, установленный шарнирно между рамой шасси и кузовом, отличающееся тем, что задний борт кузова выполнен в виде транспортера-метателя, колеса шасси которого выполнены вписывающимися в свекловичные междурядья по ширине и колее и расположены в два следа на одной и той же колее, совпадающей с колеёй буксирующего трактора, причем часть колес из них выполнены флюгерного типа и установлены на рычажных подвесках, а рама шасси снабжена прицепной спицей и выполнена с возможностью соединения с трактором посредством его навесного устройства по схеме полуприцепа.





Популярные патенты:

2502259 Способ получения водорастворимого бактерицидного препарата

... ...


2278503 Способ управления формированием качества виноградного вина

... многими полезными хозяйственно-биологическими свойствами, вообще трудноосуществима, и поэтому их распространение игнорируется многими виноградарями и виноделами.Техническим результатом от использования предлагаемого изобретения является обеспечение отбора сорта или зоны возделывания винограда, соответствующей генетическим требованиям сорта, с заданными показателями качества и плодоносности, а также определение оптимального срока сбора урожая за счет учета доли влияния на них внешних лимитирующих факторов среды по фазам онтогенеза, что позволяет формировать качество и тип вина.Технический результат достигается за счет того, что в способе управления формированием качества ...


2495556 Секционный отсекатель дозатора и сельскохозяйственный агрегат, содержащий его

... 32. Второй монтажный элемент 32 жестко соединен в точке 24 с удлинителем монтажного рычага 29. Штырь 33 и множество болтов 34 позволяют регулируемым образом подсоединить второй монтажный элемент 32 к сошниковому рычагу 11. Штырь и отверстия обеспечивают вертикальную регулировку монтажного элемента второй системы внесения 16. Монтажный элемент второй системы внесения 16, как правило, перпендикулярен к сошниковому рычагу 11. Удлинитель монтажного рычага 29 жестко подсоединен к сошниковому рычагу 11 двумя законтренными болтами 30. Вторая система внесения содержит второй режущий нож 17, а также шланг/трубу для подачи второго продукта (например, семян) 18 (обычно для подачи семян) ...


2413409 Способ и устройство для уплотнения убранной массы для получения силоса

... траншею. Дальнейшие предпочтительные примеры осуществления изобретения изложены в зависимых пунктах.Краткий перечень чертежейДалее со ссылками на прилагаемые чертежи будут подробно описаны примеры осуществления изобретения. На чертежах:фиг.1 изображает схему, иллюстрирующую способ уплотнения,фиг.2 схематично изображает протягиваемое трактором уплотнительное устройство на виде сбоку,фиг.3 изображает на виде сбоку уплотнительный элемент в одном примере выполнения, фиг.4 изображает на виде сбоку уплотнительный элемент в другом примере выполнения.Осуществление изобретения На фиг.1 в целях наглядности вместо силосного сооружения показана в обобщенном виде емкость 1 для укладки в ...


2142331 Устройство для гомогенизации и гомогенизирующая головка

... после чего положение стержня 20 фиксируется упорным винтом 27. Наличие двух отводов 10 и 11 расширяет функциональные возможности гомогенизирующей головки 9, т.к. она может использоваться в устройствах для гомогенизации с многократным циклом диспергирования. В сравнении с прототипом и аналогами заявленное устройство для гомогенизации обладает рядом преимуществ: во-первых, для достижения высокой степени диспергации не требуется создание высокого давления, что позволяет использовать промышленные насосы низкого давления, отличающиеся высокой надежностью; во-вторых, заявленное устройство для гомогенизации реализируется на одних и тех же типовых узлах вне зависимости от предъявляемых к ...


Еще из этого раздела:

2015633 Способ переработки отходов животноводческих комплексов и устройство для его осуществления

2228588 Копатель корнеклубнеплодов

2229783 Способ посева семян трав и кустарников для создания пастбищ

2175477 Способ борьбы с тлями

2304875 Способ активации воды для полива при выращивании растений и устройство для его осуществления

2138949 Комбинированный препарат для борьбы с таежными и лесными клещами, способ борьбы и аттрактант

2477036 Агрегат для предпосевной обработки почвы и посева

2422377 Биоцидный концентрат

2184433 Рабочий орган щелевателя

2059368 Способ борьбы с насекомыми-листогрызущими вредителями растений